Интернет-вещание (on-line) Видеоанонсы циклов (семинаров) Учебные видеоролики (on-line) Регистрация на циклы (семинары) Регистрация на конференции (конгрессы)
Поиск

......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................







Создание сайта - Algosoft


Туберкулез: форма открытая

Всемирная организация здравоохранения называет 22 страны, где крайне тяжелая ситуация с туберкулезом. И лишь одна из них - европейская. Это, как несложно догадаться, Россия. Из 270 тысяч выявленных в регионе случаев заболевания туберкулезом на нашу страну приходится 83 тысячи, а заболеваемость на душу населения в пять-шесть раз выше, чем в Западной Европе. Фактически, эпидемия. Но оказывается и это еще не предел: в России есть свои очаги критической заболеваемости туберкулезом. Одним из таких очагов Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает Владимир. Сегодня уникальность города отнюдь не в его неповторимой храмовой архитектуре - он, по-видимому, единственный в мире, где туберкулезный диспансер расположен прямо в здании детского корпуса областной больницы.

Старый диспансер

Многие горожане даже не подозревали о том, что в центре Владимира много лет располагался тубдиспансер. Тем временем постройка двухсотлетней (и столько же лет не ремонтировавшаяся) давности рассыпалась, как карточный домик, сделав невозможным лечение больных. Впрочем, здание тубдиспансера было признано аварийным и запрещено к эксплуатации еще в 80-х годах прошлого века.

В каждой комнате старой постройки потрескавшиеся потолки, отсыревшие стены, ржавые кровати. Здесь одновременно размещалось до 220 больных - по 10-20 человек в палате. Туберкулез еще называеют "болезнью нищеты", в диспансере она существовала в классическом виде - не было вентиляции, горячей воды, душевых. Мылись больные дома, с открытой формой ехали в автобусах, троллейбусах, электричках... А необходимые анализы делались в лаборатории, размещенной в бывшей конюшне и готовились в среднем за полтора месяца - за это время больной человек может заразить сотни людей.

Спустя четверть века руководство Владимира нашло решение и отрапортовало, что больные туберкулезом переведены в новый пятиэтажный корпус. Вот только корпус этот, как оказалось, расположен на территории областной больницы в Загородном районе. Более того, совершенно новым считать его невозможно даже формально: как оказалось, его уже занимали другие больные - недоношенные дети.

С детьми разобрались просто, "устранив" за ненадобностью соответствующее отделение в больнице. Так, туберкулезный диспансер оказался в любимой горожанами зоне отдыха на правой стороне реки Клязьма, в 50 метрах от детской поликлиники, в 150 метрах от роддома, в 100 метрах от кардиоцентра, в густонаселенном спальном районе.

История

Владимирцы знают, что разговоры о строительстве нового областного противотуберкулезного диспансера велись не одно десятилетие. Но каждый раз руководство области, в лице губернатора Николая Виноградова резонно отвечало на запрос: "Денег нет". Денег не было бы и дальше, если бы Всемирная организация здравоохранения не обратила внимание на Владимир, как на опасный очаг распространения особой формы туберкулеза, не поддающийся лечению известными средствами. В 2002 году ВОЗ согласилась финансировать борьбу с туберкулезом во Владимирской области. Финансирование осуществлялось агентством по международному развитию США.

На противотуберкулезную программу иностранцы выделили 130 млн рублей (чуть больше 4 млн долларов). Губернатор Николай Виноградов сам подписал все документы на получение денег. Но тут вышла заминка. ВОЗ поставила перед администрацией области условие: деньги будут перечислять только в конкретные, в рабочем состоянии противотуберкулезные стационары, которых, как выяснилось, во Владимире и области просто нет.

Правда, в деревне Потакино на территории туберкулезной больницы был построен корпус на 100 коек. Но, как оказалось, зря его возводили - только по окончании стройки кто-то заметил, что Потакино находится в 30 километрах от города. Возить туда больных будет нерентабельно.

Выход один: областной противотуберкулезный диспансер будет переведен в здание детского корпуса областной клинической больницы. Такое решение было принято на коллегии Владимирского департамента здравоохранения под руководством его директора Андрея Зирина. Окончательно вопрос о переводе областного противотуберкулезного диспансера был утвержден главой области.

Диспансер перевели. Причем, губернатора Виноградова никоим образом не насторожил тот факт, что, спустя совсем небольшой промежуток времени, Зирин был задержан с поличным при получении взятки в размере 35 тыс. рублей. А уголовное дело в его отношении было возбуждено по статье 290 Уголовного Кодекса - "неоднократное получение взятки".

Дружное лечение

Надо сказать, что администрация Владимира вместе с представителями местного здравоохранения по вполне понятным причинам отказывается давать комментарии прессе, но периодически выпускает пресс-релизы, в которых говорится о совершенной безвредности нахождения именно в больнице тубдиспансера. Более того, излагаются версии о полной изоляции "опасного" корпуса, а людям обещают, что весь туберкулезный комплекс вот-вот будет обнесен высоким бетонным забором. Вход и выход будет строго регламентирован - через КПП с круглосуточной охраной. А препятствовать распространению палочки Коха будет. сама атмосфера.

Довольно быстро миф об изоляции был развенчан больными других отделений. До последнего времени между зданиями не было даже намека на забор и пропускной режим. Так что некоторых туберкулезных больных можно было заметить прогуливающимися на общей территории, а то и вовсе - в столовой, где питаются беременные женщины. Сегодня корпуса разделяет небольшой заборчик, преодолеть который под силу даже детям.

Примечательно также и то, что корпус расположен в весьма живописном месте - в сосновом бору, с выходом на берег реки. Жители ближайшего микрорайона да и всего Владимира могут быть уверены: никто из больных гулять на речку не выйдет и плавать в жару там не станет. Туберкулез, если кто так и не понял, передается воздушно-капельным путем, то есть при кашле, чихании и даже при обычном разговоре. То есть, завидев больного, в принципе, надо бы отойти в сторону. Одна беда, никто из туберкулезников не планирует вешать на себя табличку с надписью "заразный". А потому, узнать, что тот интеллигентно покашливающий человек, с которым вы недавно разговорились на пляже, болен туберкулезом, можно одним способом: пойти самому в тубдиспансер и сдать анализы.

Врачебная этика

Поразительное единодушие в данном вопросе выказывают ученые-специалисты в области пульмонологии и фтизиатрии.

"Такой больной опасен, когда находится в тесном закрытом контакте, - заверила Страну.Ru ведущий научный сотрудник государственного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза" Российской академии медицинских наук Эльвира Путова. - А ваши больные находятся на определенной территории, они никуда за эту территорию, выходить не будут. И никакой опасности для окружающих, которые будут там купаться, не представляют".

Впрочем, доктор и в страшном сне не может представить, что у опаснейших туберкулезных больных нет никаких ограничений в общении с миром. "Мне кажется это какая-то провокация", - поразилась Эльвира Путова, услышав от корреспондента Страны.Ru о владимирской туберкулезной вольнице.

"Наверняка в этом диспансере находятся люди с незаразными формами туберкулеза, например, дети, - наивно изложила собственную версию доктор наук Украинского института пульмонологии и фтизиатрии Светлана Черенко. - Может быть, там находится отделение диагностики и нет открытой формы туберкулеза".

Зато, по словам главврача областного противотуберкулезного диспансера Григория Волченкова, теперь пациенты живут и лечатся в нормальных условиях. "Чистые уютные одно- и двухместные палаты, - хвастается он. - В холлах и некоторых палатах - телевизоры, холодильники. В конце длинных коридоров - раздевалки. На каждом этаже столовые, душевые, ванные. С помощью американских специалистов ведется наладка вентиляции. В каждой палате и коридорах - бактерицидные лампы для обработки помещений". Про исчезнувших детей, которых теперь негде лечить, ГригорийВолченков говорить отказался.

Суд да дело

Впрочем, его коллеги из Загородной больницы настроены не столь оптимистично. От всего происходящего они пришли в такое волнение, что написали жалобу в прокуратуру, на которую отреагировал заместитель прокурора области, направив в департамент здравоохранения протест по поводу объединения двух больниц в одну. Он также просил отменить приказ и требовал предоставить заключение экспертов о последствиях принятого решения для пациентов.

Не дождавшись положительного результата, врачи обратились с заявлением и в природоохранную прокуратуру области, под которым поставили свои подписи две с половиной тысячи жителей Загородного микрорайона. Изучив все обстоятельства дела, прокурор Алексей Каюшкин пришел к выводу, что перевод противотуберкулезного диспансера в детский корпус областной больницы осуществлен с нарушением действующего законодательства. Однако его попытки убедить в этом руководство областной администрации успеха не имели. И тогда прокурор обратился с иском в суд.

Примечательно, что в качестве ответчиков по этому делу в суде Фрунзенского района города выступали не только представители администрации области и ее департамента здравоохранения, но и государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора, главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также организации "Облстройзаказчик". В итоге суд признал незаконным перевод туберкулезного диспансера в здание бывшего детского отделения областной клинической больницы.

Финал

Только за последний год во Владимирской области ликвидировано 7 ФАПов - фельшерско-акушерских пунктов. Из 27 участковых больниц, где лечилась большая часть сельского населения осталось только 12. А значит те, кто рассчитывал лечиться за счет государства, должны теперь обращаться в областную больницу Владимира.

Вот только, несмотря на постановление суда, сегодня в Загородной областной больнице по-прежнему находится туберкулезный диспансер. Переводить его никто никуда не планирует, да и стараться некому: финансирование первого этапа лечения туберкулеза уже освоено, так что сегодня губернатора и местное здравоохранение волнует другое. Как не выпасть из списка ВОЗ по финансированию следующего этапа программы лечения туберкулеза. Ведь второй этап подразумевает выделение средств на лечение форм туберкулеза, устойчивых к обычным лекарствам. Лечение таких больных гораздо более длительное, токсичное и главное - дорогостоящее.

Мария Свешникова  03.05.2007 11:53 | Страна.Ru


ВИДЕОРОЛИК

Посмотреть ролик про Федеральный Учебно-Методический Центр
Посмотреть on-line
НОВОСТИ
Архив новостей
Подписаться на новости


Написать письмо
Федеральный учебно-методический центр
111141, Москва, ул. Кусковская, 20-А (Бизнес-Центр), офис А-301 (подъезд 4, этаж 3)
Телефон: (495) 727-0548 (многоканальный) E-mail: [email protected]

Свидетельство о регистрации средства массовой информации № ФС77-40379 от 25.06.2010
Создание сайтов и мультимедийных презентаций - Алгософт мультимедиа