Интернет-вещание (on-line)Видеоанонсы циклов (семинаров)Учебные видеоролики (on-line)Регистрация на циклы (семинары)Регистрация на конференции (конгрессы)
Поиск

......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................

 



 





 

 


«МИНИСТЕРСТВО ВРАЧАМ ДОВЕРЯЕТ». «Русский репортер» провел встречу главы Минздрава с недовольными медиками

 

«Министерство врачам доверяет»
Министр и врачи: «Русский репортер» провел встречу главы Минздрава с недовольными медиками

Татьяна Голикова поступила смело, предложив корреспонденту «РР» привести к ней врачей, недовольных деятельностью министерства («Татьяна Голикова: “Медицина — как плохой ребенок”», «РР» № 9 от 8 марта 2012 года). И еще смелее — сдержав слово и согласившись на встречу, которая продолжалась три часа. Мы приводим выдержки из этого разговора без комментариев и до поры не называя имен врачей.

Анна Рудницкая

***

Врач: Врач нередко попадает в сложную моральную ситуацию. Он понимает, что пациенту необходимо назначить препарат, которого нет: либо физически — не закупили, либо он не входит в перечень бесплатных. С одной стороны, правильно сказать родственникам, чтобы они купили препарат и принесли. С другой стороны, больной может пожаловаться на врача за то, что его заставляют покупать лекарство. Как бы вы вышли из этой ситуации?

Министр: Ну, я бы точно не просила родственников купить лекарство. Я бы доказывала свою правоту главному врачу, поскольку я живу в законодательном поле.

В.: Если поход к главврачу не приводит к результату — главврач говорит, что нет средств…

М.: Это уже другая проблема, проблема денег. Проблема серьезная. Она объективно существует…

В.: Государство призывает нас вступать с ним в сговор и обманывать больного — не говорить ему про то лекарство, которое ему нужно. С этической точки зрения для врача это неприемлемо.

М.: А где вы услышали это?

В.: Вы сказали, что не надо говорить больному, надо пойти к главврачу.

М.: Это организация деятельности лечебного учреждения, за которую отвечает главный врач.

В.: Но вы же сами сказали, что некоторые регионы дефицитны, главврачу может действительно не хватать финансирования.

М.: Может.

В.: Как вы видите разрешение этой ситуации? И что вы можете сделать для ее разрешения?

М.: Я отвечу сейчас на этот воп­рос, но я хочу встречный задать. А вы считаете, что министр здравоохранения — даже министр — один может решить все эти проблемы?

В.: Нет. Но по крайней мере избавить врачей от страха административной ответственности можно.

М.: Вы призываете меня санкционировать то, о чем вы сказали: врачу просить пациента купить лекарство.

В.: Да. Прекратить административное давление на профессиональные решения врача. Если государство не может обеспечить бесплатно.

М.: Я не могу этого сделать, потому что государство обязано в соответствии с Конституцией предоставлять бесплатную медицинскую помощь. И я, юриди­чески действуя, не могу вам сказать: берите лекарства с родст­венников больных. Я скорее буду действовать в другом направлении — если мне поступает такой сигнал, я буду общаться с губернатором, если это его учреждение.

В.: Но вы же понимаете, что, сколько денег ни трать на медицину, хоть 50% бюджета, всегда может возникнуть ситуация, когда есть еще способы помочь, а денег уже нету.

М.: Я вам хочу сказать: когда в нашем законодательстве по­явится право платной медицины, тогда мы с вами будем говорить так, как вы сейчас говорите. Но у нас-то общество не приемлет соплатежей пациента. Но при этом общество говорит: мы платим за лекарства, мы кладем в карман врачу, а вы не принимаете никаких мер по этому поводу. Каких мер вы хотите?

В.: Мы хотим, чтобы мы могли выписывать больному нужное лекарство, а больной подавал бы в суд на государство, которое не обеспечивает ему обещанную бесплатную помощь. Мы хотим быть на стороне пациентов.

М.: Правильно я вас понимаю, что вы сторонник соплатежей населения?

В.: Ну да, я сторонник. Потому что я понимаю, что государство бедное.

М.: Ну, тогда сядьте на мое место и предложите обществу ввести соплатеж. 

***

В.: Наркотики — больная тема для многих врачей, особенно терапевтов. Сейчас еще введут ограничения на отпуск кодеина. Но уже существует столько ограничений! Вот у меня больная лежит с раком молочной железы. У нее болит. Я не могу ей назначить морфин — мне надо ее поставить на учет, провести через комиссию… Мне проще умыть руки и не связываться. Больные умирают, им больно.

М.: Сейчас, для того чтобы каким-то образом изменить ситуацию, мы попросили ведущие наши учреждения, связанные с этой темой, чтобы они нам дали предложения по изменению норм, перечня препаратов, которые они считают нужными. Я переговорила уже с председателем правительства, чтобы мне в случае необходимости было оказано содействие при принятии такого документа. Потому что необходимо будет согласование и с Госнаркоконтролем. До лета мы рассчитываем эту работу закончить.

В.: Ну будет когда-нибудь как в Америке: написал, подпись поставил, печать — больной пошел и получил лекарство?

М.: Для этого и делаем. Объективно для этого и делаем. 

***

В.: Мне кажется, мы упираемся в вопрос о том, кто сегодня в стране контролирует качество медицинской помощи — как с финансовой точки зрения, так и с содержательной. Вы говорите: это «перегибы на местах», министерство за это не отвечает… Но ведь даже все эти финансовые вопросы непосредственно вли­яют на качество медицинской помощи. Так кто за это отвечает?

М.: У нас существует на законодательном уровне разграничение полномочий. Мы контролируем только то, что мы контролируем. Есть орган Росздравнадзор, у которого тоже есть свои конкретные полномочия. Он проверяет на сегодняшний день лицензионные требования и качество оказания медицинской помощи в учреждениях. Но у него нет полномочий проверять финансы. Их проверяет орган, который находится при Министерстве финансов. Он проверяет целевое и эффективное использование средств.

В.: Как он может оценить эффективность использования средств в медицине?

М.: Ну, коллеги, так устроено это. Я же не могу за все ответить.

В.: Просто есть вещи, за которые лучше бы никто не отвечал. Например, целевое расходование средств. Потому что вот купила нам главный врач шкаф с ультрафиолетом для поддержания стерильности инструментов, а ее штрафуют за нецелевое расходование средств. Она превысила какую-то сумму по какой-то статье, и счетно-надзорные органы это обнаружили.

М.: А она не должна это соблюдать?

В.: Нет.

М.: Она врач, она и покупать оборудование не должна, это должны покупать те подразделения, которые уполномочены производить закупки.

В.: Учреждение не обладает хозяйственной самостоятельностью.

М.: Коллеги, российское законодательство, не медицинское, а российское законодательство предоставляет возможность лечебным учреждениям выбрать организационно-правовую форму — автономное учреждение. Тогда учреждение будет абсолютно самостоятельным в принятии тех решений, которые учреждение хочет принимать, в том числе в использовании средств. Если ваш главный врач хочет такой самостоятельности, в соответствии с законодательством, он вправе обратиться к своему вышестоящему руководителю и сказать: я хочу поменять орга­низационно-правовую форму своего учреждения на автономное учреждение. И никто не имеет права ему в этом отказать.

В.: Порядок должен быть во всем, иначе это будет вакханалия…

М.: Да. Коллеги, как вы думаете, главный врач должен отвечать за организацию медицинской помощи и за финансы в своем учреждении?.. На то он и главный врач.

В.: Должен. Но он должен отвечать содержательно, а не формально. 

***

В.: Контролируются формальные вещи. В онкологии, например, правильно ли оформлены рецепты и не украл ли врач ампулу. А сколько больных не обезболено — на это никто не смотрит. На конечные точки просто никто не смотрит.

М.: Коллеги, я с вами совершенно согласна. Мы как федеральное министерство находимся точно в такой же ситуации. Мы, например, закупаем лекарственные препараты, в том числе для больных муковисцидозом. Мы покупаем их по 94-му закону. И ничего сделать не можем! И хоть ты умри, а если что-то не так — прокуратура.

В.: Не можете вы выйти с инициативой об изменении закона?

М.: Вышли. И что?

В.: Может, общественное обсуждение. Мы как врачи хотим, чтобы министерство нам доверяло, мы в принципе хотим работать хорошо.

М.: А я вам, коллеги, больше скажу. Я вам ответственно заявляю: министерство врачам доверяет. И если вы поднимите мои интервью или выступления никогда, ни одного раза я не высказалась отрицательно в сторону врачей, которые работают у нас в России. Но ко мне достаточно часто поступают обращения от журналистов, что вы должны защищать не права врачей, а права пациентов. А я отвечаю, что не могу так выступать, по­тому что защищаю права и тех и других, так как я представляю в данном случае отрасль.

http://www.rusrep.ru/article/2012/03/20/golikova/


ВИДЕОРОЛИК

Посмотреть ролик про Федеральный Учебно-Методический Центр
Посмотреть on-line
НОВОСТИ
Подписаться на новости


   
Написать письмо
Федеральный учебно-методический центр
111141, Москва, ул. Кусковская, 20-А (Бизнес-Центр), офис А-301 (подъезд 4, этаж 3)
Телефон: (495) 727-0548 (многоканальный) E-mail: [email protected]

Свидетельство о регистрации средства массовой информации № ФС77-40379 от 25.06.2010
Создание сайтов и мультимедийных презентаций - Алгософт мультимедиа