Акимкин В.Г. Организация и направления совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации
Акимкин В.Г.
Организация и направления совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации является частью общей системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и осуществляется на основе общих методологических подходов и принципов его реализации, принятых в государстве. В современных условиях государственный санитарно-эпидемиологический надзор целесообразно рассматривать как тесное взаимодействие и сочетание двух самостоятельных, равнозначимых и взаимодополняемых систем – эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга. -------------------------------------------------------------------------------- Эпидемиологический надзор (эпидемиологический мониторинг, эпидемиологическое слежение) (ЭН) – система динамического и комплексного слежения за эпидемиологическим процессом инфекционных (паразитарных) болезней на определенной территории, которая включает сбор, передачу, обработку, анализ и оценку эпидемиологической информации и осуществляется в целях разработки и коррекции рекомендаций (управленческих решений) по рационализации и повышению эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий и формированию эпидемиологического прогноза. [6] -------------------------------------------------------------------------------- Перечень задач эпидемиологического надзора, сформулированных В.Д. Беляковым (1989) и Б.Л. Черкасским (2001), рассматривается как руководство к практической реализации системы эпидемиологического надзора [1,6]. Ими в рамках ЭН в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:
Постоянная и объективная оценка масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости наблюдаемых инфекционных (паразитарных) болезней и их «вклада» в ухудшение санитарно-эпидемиологического благополучия военнослужащих;
Выявление тенденций и оценка темпов и изменчивости динамики эпидемического процесса – колебания уровня заболеваемости (смертности), появление вспышек или эпидемий инфекционных болезней во времени (время риска);
Районирование территорий с учетом территориальной дифференциации эпидемиологического неблагополучия по инфекционным болезням (территории риска);
Выявление контингентов военнослужащих, подверженных повышенному риску заболевания в силу особенностей их учебно-боевой подготовки или иных условий жизнедеятельности (контингенты риска);
Выявление причин и условий, т.е. биологических, природных и социальных факторов, определяющих наблюдаемый характер проявлений эпидемического процесса инфекционными болезнями в конкретных условиях места и времени;
Контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их оптимальной корректировки, определение целей и задач, планирование последовательности и сроков их реализации (разработка управленческих и управляющих решений);
Разработка периодических прогнозов эпидемиологической ситуации. -------------------------------------------------------------------------------- Основными принципами эпидемиологического надзора являются:
активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации, постоянный обмен ею между всеми заинтересованными службами и ведомствами;
использование единых для всех органов эпидемиологического надзора методологических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс по наблюдаемым инфекциям;
унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации;
доступность информации и обмен ею со всеми учреждениями и ведомствами, заинтересованными в результатах эпидемиологического надзора.
Функциональная структура системы эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах – это способы взаимодействия составляющих ее подсистем и элементов. Функциональную структуру системы эпидемиологического надзора можно представит в виде последовательной цепи мероприятий:
наблюдение на месте, сбор и регистрация информации;
поэтапная передача данных по вертикали или снизу вверх, т.е. от нижестоящих в вышестоящие уровни (звенья, подсистемы) системы эпидемиологического надзора (от гарнизонных в окружные (флотские) Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ, далее – в отдел санитарно-эпидемиологического надзора ГВМУ МО РФ и главный Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ);
обмен информацией по горизонтали, т.е. между заинтересованными органами, осуществляющими госсанэпиднадзор как в рамках Вооруженных Сил, так и на уровне Российской Федерации в целом;
эпидемиологический анализ и оценка данных по программам, специфичным для каждого уровня госсанэпиднадзора;
оценка эпидемиологической ситуации, т.е. установление эпидемиологического диагноза;
обмен информацией по принципу обратной связи, или сверху вниз, т.е. распространение обобщенной информации от вышестоящих в нижестоящие уровни системы госсанэпиднадзора;
разработка управленческих (управляющих) решений, т.е. рекомендаций по планированию, организации и корректировке осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий;
разработка прогноза развития эпидемиологической ситуации.
Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека [5]. ------------------------------------------------------------------------------- При введении СГМ в Вооруженных Силах Российской Федерации решаются следующие задачи:
гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания и состояния здоровья военнослужащих;
выявление причинно-следственных связей между состояние здоровья и воздействием факторов среды обитания военнослужащих на основе системного анализа и оценки риска для здоровья;
установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в воинских коллективах;
подготовка предложений для принятия командованием необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания в воинских коллективах.
При проведении СГМ в Вооруженных Силах Российской Федерации используются данные наблюдений:
за состоянием здоровья военнослужащих;
за факторами среды обитания военнослужащих, включая биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные), химические, в т.ч. источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое ионизирующее, неионизирующее и иные излучения), социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха), а также природно-климатические факторы.
Параметры объектов и факторов для мониторинга, характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию в войсках (силах), формируются в ходе осуществления:
а) государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в т.ч. при:
выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения, купания, занятия спортом и отдыха, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водоснабжения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении войск (сил) водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;
осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания военнослужащих и гражданского персонала;
сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных, бытовых и медицинских отходов;
эксплуатации зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;
выполнении работ с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, в т.ч.: проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию; разработке и анализе состояния генпланов и пректов застройки военных городков;
анализе размещения производств, предприятий, жилых зданий;
сборе, хранении, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья и среды обитания военнослужащих;
б) лабораторного контроля и проведении инструментальных измерений, в т.ч. за:
атмосферным воздухом, воздухом рабочей зоны производственных, учебных и казарменных помещений с массовым пребыванием военнослужащих и гражданского персонала;
водой водоисточников, систем централизованного и децентрализованного водоснабжения и рекреационного назначения;
почвой селитебных территорий и сельскохозяйственных угодий;
пищевыми продуктами и продовольственным сырьем;
сточными водами;
физическими факторами среды закрытых помещений;
в) исследований, в т.ч. при:
эпидемиологическом контроле и надзоре за инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
поведении исследовании объектов и факторов окружающей среды на наличие сложных соединений и веществ биологической, химической и радиационной природы для оценки их комплексного и изолированного воздействия. --------------------------------------------------------------------------------
На основании данных наблюдений, а также параметров объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Вооруженных Силах Российской Федерации, формируются базы данных. Комплексный характер СГМ открывает возможности выявления риска здоровью в зависимости от факторов неблагоприятного воздействия с последующим принятием наиболее эффективных управленческих решений. -------------------------------------------------------------------------------- В современных условиях система СГМ является одним из важных механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России. Рассматривая СГМ как инструмент для наблюдения, оценки, прогноза влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и разработки на этой основе обоснованных профилактических мероприятий для принятия управленческих решений, уже очевидны положительные сдвиги и возможно ожидать дальнейших практических результатов в реализации профилактической направленности отечественной медицины. -------------------------------------------------------------------------------- Существующая на сегодняшний день в Вооруженных Силах Российской Федерации автоматизированная система сбора и анализа информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, обеспечивающая принятие управленческих решений, в полной мере отвечает федеральным требованиям по организации ЭН и СГМ. -------------------------------------------------------------------------------- Сложившаяся в Минобороны России информационно-аналитическая система отвечает целям ЭН и СГМ и осуществляется в режиме непрерывного наблюдения за заболеваемостью и условиями жизнедеятельности личного состава. В плановом порядке еженедельно, ежемесячно и по итогам года руководство Минобороны получает информацию о складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановке в войсках и силах флота, а также проводимых санитарно- эпидемиологических (профилактических) мероприятиях. Система предусматривает немедленное информирование руководства Минобороны России при осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки в войсках. При этом информация военно-медицинской службой предоставляется непосредственно Министру обороны Российской Федерации, чем достигается оперативность в принятии управленческих решений по организации необходимых мероприятий в конкретных гарнизонах в рамках Вооруженных Сил и позволят обеспечить их безусловное выполнение. ------------------------------------------------------------------------------- Система сбора и анализа информации о санитарно-эпидемиологической обстановке в Вооруженных Силах Российской Федерации базируется на использовании современных программ, реализованных в комплексе программно-технических средств автоматизации санитарно-эпидемиологического надзора (КПТСАСЭН). Автоматизация рабочих мест главного государственного санитарного врача и специалистов отдела санитарно-эпидемиологического надзора ГВМУ МО РФ позволяет обеспечить информационное взаимодействие с рабочими местами специалистов Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ, главных государственных санитарных врачей видов ВС, военных округов, флотов, родов войск и всеми ЦГСЭН ВС РФ [3,4]. Содержание и характер информационного взаимодействия в рамках КПТСАСЭН, в т.ч. в интересах реализации ЭН и СГМ в Вооруженных Силах, базируются на анализе информации, поступаемой из официальных форм отчетности ДМ-4 и 9-Мед [2,4]. -------------------------------------------------------------------------------- Шестью функциональными подсистемами (ФПС) комплекса осуществляется сбор, обработка и анализ входящей информации, с учетом которого вырабатываются необходимые управленческие решения. Так, в рамках ФПС-1 осуществляется анализ оперативной информации по инфекционной заболеваемости, в т.ч. сбор и обработка информации по задачам еженедельного и ежемесячного слежения за заболеваемостью, ежедневный учет групповой и вспышечной заболеваемости, а также индивидуальный учет всех случаев заболевания нозологическими формами, требующих представления внеочередных донесений, слежение за ходом обследования и вакцинации молодого пополнения. ФПС-2 позволяет осуществлять статистическую обработку информации и анализ данных о заболеваемости по данным ФПС-1. В ФПС-3 проводится анализ оперативной информации о санитарном состоянии объектов государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ФПС-4 позволяет осуществлять анализ деятельности учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в т.ч. проводить анализ лабораторной деятельности, структуры и характера кадрового состава, соответствия сил и средств необходимым потребностям при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В ФПС-5 проводится анализ информации об условиях военного труда и его влияния на здоровье военнослужащих. ФПС-6 осуществляет учет и контроль поступления и отработки документов по направлениям деятельности в отделе санитарно-эпидемиологического надзора ГВМУ МО РФ, а также формирование базы данных нормативных и правовых документов [2-4]. -------------------------------------------------------------------------------- В ходе эксплуатации комплекса перечень обрабатываемой информации, в соответствии с новыми задачами и указаниями начальника ГВМУ МО РФ непрерывно расширяется. В частности, перечень внеочередных донесений требующих передачи и обработки, были включены случаи кори, педикулеза, вирусного гепатита А. Причем обработка информации в данных случаях производится без какой-либо дополнительной переделки ранее созданной системы за счет включения в шаблоны внеочередных донесений, а также в специальное программное обеспечение КПТСАСЭН расширенных списковых справочников, основанных на МКБ-10. В будущем при необходимости список нозологических форм, по которым могут представляться внеочередные донесения может быть расширен. -------------------------------------------------------------------------------- Такой же подход был реализован и в других функциональных подсистемах КПТСАСЭН, в частности при проектировании ФПС-1 были заложены возможности обработки информации о проведенных профилактических прививках различным категориям военнослужащих не только по существовавшим на момент создания программных средств календарям профилактических прививок, но и с возможностью получения информации по перспективным задачам вакцинопрофилактики. Практика подтвердила правильность заложенных подходов. Результаты тестирования подтвердили возможность передачи информации в соответствии с новыми календарями профилактических прививок. -------------------------------------------------------------------------------- В рамках задач, поставленных начальником ГВМУ МО РФ по изменению объема и характера информационного взаимодействия, в новых условиях функционирования медицинской службы, был существенно расширен объем передаваемой информации о санитарном состоянии объектов по сравнению с отчетными формами, предусмотренными ДМ-4 [2]. -------------------------------------------------------------------------------- В частности, в настоящее время при формировании еженедельных донесений по каждому санитарному нарушению на конкретном объекте указываются причины ухудшения санитарного состояния, а также принимаемые меры. Возможность передачи подобной информации, а также ее обработки была заложена еще на этапе проектирования системы при создании шаблонов и специального программного обеспечения. Расширение объема информационного взаимодействия по фактам санитарных нарушений позволило повысить объективность оценки санитарно-эпидемиологической обстановки и обеспечить принятие обоснованных управленческих решений. -------------------------------------------------------------------------------- Таким образом, КПТСАСЭН в масштабах Вооруженных Сил РФ:
позволяет осуществлять сбор, обработку и статистический анализ входящей информации по инфекционной заболеваемости военнослужащих;
обеспечивает ежедневный учет групповой и вспышечной заболеваемости военнослужащих, а также индивидуальный учет всех случаев заболевания нозологическими формами, требующих представления внеочередных донесений;
обеспечивает слежение за ходом обследования и вакцинации военнослужащих;
позволяет осуществлять анализ информации о санитарном состоянии объектов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и условиями военного труда;
обеспечивает выработку необходимых управленческих решений на основе анализа оперативной информации о заболеваемости военнослужащих в режиме еженедельного и ежемесячного слежения.
Результаты опытной эксплуатации КПТСАСЭН свидетельствуют, что передача информации на основе использования электронных каналов связи комплекса ПТСАСЭН и появление соответствующего программного продукта позволили существенно (в 8-15 раз) ускорить оперативную оценку складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки и обеспечили принятие решений органом управления в режиме реального времени [3,4]. -------------------------------------------------------------------------------- Вместе с тем, опыт практической деятельности показывает, что сегодня остро назрел вопрос об использовании в КПТСАСЭН:
методологии прогнозирования эпидемиологической обстановки на основе анализа данных многолетней заболеваемости военнослужащих по актуальным нозологическим формам инфекционных болезней;
геоинформационных технологий, что позволит отображать санитарно-эпидемиологическую обстановку на географических картах по результатам решения конкретных задач;
методологии оценки риска при анализе санитарного состояния объектов жизнедеятельности и его влияния на состояние здоровья личного состава с целью выделения приоритетов в организации профилактической работы. --------------------------------------------------------------------------------
Сегодня изучена возможность переработки шаблонов еженедельных донесений о санитарном состоянии объектов и их последующего использования для передачи информации по электронным каналам связи комплекса ПТСАСЭН. При этом, рассматривается вопрос о дополнительном включении в шаблоны, отражающие санитарные нарушения на объектах жизнеобеспечения, сведений о количестве личного состава, находящегося под воздействием того или иного неблагоприятного фактора (аварии на коммунальных сетях, неудовлетворительные оценки санитарного состояния столовых, несоответствие воды требованиям СанПин и т.д.), с целью ориентировочной оценки степени потенциального риска в конкретных частях и гарнизонах.
Для решения вышеуказанных задач и организации получения и обработки необходимой информации в автоматическом режиме проводится работа по формированию дополнительного программного модуля и программного обеспечения для КПТСАСЭН. -------------------------------------------------------------------------------- Другим перспективным направлением совершенствования системы сборы и анализа информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, обеспечивающей принятие управленческих решений, является организация системы сбора и оперативной передачи информации о превышении предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней анализируемых показателей на поднадзорных объектах из всех санитарно-эпидемиологических учреждений МО РФ в ГВМУ МО РФ, что позволит по результатам лабораторного контроля в режиме реального времени обеспечит объективную оценку складывающееся санитарно- эпидемиологической обстановки в масштабе всех Вооруженных Сил РФ. В рамках решения этой задачи осуществляется разработка компьютерной системы для регистрации и первичной оценки результатов лабораторных исследований, после чего планируется ее совместное использование с КПТСАСЭН. -------------------------------------------------------------------------------- Нельзя не отметить отрадный факт тесного взаимодействия специалистов профилактического звена военно-медицинской службы РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, наблюдаемый в последнее время. В частности, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.06. 2006г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» и в целях совершенствования системы сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации, используемой при решении задач по охране здоровья населения от воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, подготовлен совместный приказ ГВМУ МО РФ и Роспотребнадзора, предполагающий взаимный обмен необходимой информацией. -------------------------------------------------------------------------------- Таким образом, в Вооруженных Силах Российской Федерации организованы и успешно решаются задачи государственного санитарно-эпидемиологического надзора в интересах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия войск. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его главных составляющих – эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга непрерывно совершенствуются, при этом в современных условиях основное внимание уделяется оперативности представления информации, а также ее максимальной объективизации. Централизация управления и эффективная исполнительская вертикаль обеспечивает немедленное принятие необходимых решений на уровне руководства Минобороны и их реализацию, что позволяет обеспечивать устойчивое санитарно-эпидемиологическое благополучие войск и сил флота. --------------------------------------------------------------------------------
2. Директива Начальника ГВМУ МО РФ ДМ-4 от 31.01.1998г. О структуре, содержании и порядке представления докладов по охране здоровья личного состава воинских частей, кораблей, учреждений, вузов, соединений и объединений. – М.: 1998.- 26с.
3. Мельниченко П.И., Малиновский А.А., Устюхин Н.В., Любовичев Е.Е., Леонтьев Л.Ю., Моисеев А.Н. Применение информационных технологий в процессе управления государственным санитарно-эпидемиологическим надзором МО РФ // Медицина и высокие технологии, 2006. - №1. – с.70-72
4. Мельниченко П.И., Музыченко Ф.В., Малиновский А.А., Леонтьев Л.Ю., Устюхин Н.В. О создании комплекса программно-технических средств автоматизации управления государственным санитарно-эпидемиологическим надзором // Воен.-мед.журн. – 2005. - №5 – с.33-38.
5. Онищенко Г.Г., Шестопалов Н.В., Самошкин В.П., Лидэ Н.Я. Современные проблемы ведения и совершенствования социально-гигиенического мониторинга // Гигиена и санитария: Двухмесячный научно-практический журнал. – 2004. - №5. – с.3-4.
6. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. – М: Медицина, 2001. – 560с.
7. Вестник Российской Военно-медицинской академии. – С.-П., 2008, №2, с.14-18.