Глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко рассказал в интервью газете "Известия" о том, как государство намерено продолжать борьбу с пьянством и алкогольными отравлениями.
Алкогольный рынок слегка колыхнуло введение новой предупреждающей надписи о вреде алкоголя на этикетках: у всех в памяти свеж алкогольный кризис, вызванный введением Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) производства и оборота алкоголя. С алкоголем в России надо обращаться очень осторожно, пишет газета.
Геннадий Онищенко, однако, считает, что кризис ЕГАИС был полезен. "А вам известно, что в результате вытеснения нелегальной продукции и временного затруднения доступа к алкоголю мы сохранили почти 12,5 тысяч жизней по сравнению с 2005 годом? То есть эти люди не умерли от острых алкогольных отравлений. Таков был незапланированный позитивный результат введения ЕГАИС", - сообщил Онищенко.
При этом в ряде регионов возникла эпидемия токсического гепатита - от потребления суррогатов взамен дешевой водки. "Отравления суррогатами - тоже непрогнозируемый результат, только отрицательный. В 24 регионах от отравлений суррогатами погиб 1081 человек и 20178 человек попали в больницы, но все равно общее число алкогольных смертей в России сократилось на 12,5 тысяч", - настаивает Онищенко.
"Не забывайте, что все это социально неблагополучные, больные люди. У нас были даже случаи повторного отравления, хотя при выписке из больницы им все объясняли. Вот и представьте: весь этот суррогат убираем, денег на водку у человека с алкогольной зависимостью нет - он просто умрет. Что с этими людьми должно делать государство? Оно должно их лечить. В советское время была сеть ЛТП - государство хоть как-то ими занималось. А теперь у нас 2,3 млн больных алкоголизмом, а государству до них дела нет", - посетовал главный санитарный врач РФ.
"Но больше всего тревожит алкоголизация молодежи. Мы алкоголь и в статистике оцениваем как продукт питания - как мясо, молоко, хлеб. Рассматриваем его с точки зрения налогов, трудовой занятости и т.п. И не думаем о нем, как о продукте, разрушающем здоровье нации и государство. Когда мы предложили половину заводов по производству технического спирта закрыть, потому что сегодня оборонке он не нужен, нам отвечали: как же, это же градообразующие предприятия, это рабочие места, занятость. Да, эти заводы обеспечивают занятость - врачам и работникам похоронного дела", - заявил Онищенко.
"Сегодня власть должна заниматься в основном социальными вопросами: здоровье, образование, социальная защита. А главным критерием эффективности ее работы сегодня является кладбище. Пришли вы на кладбище и посмотрели на могилках даты рождения и даты смерти. Если они расходятся как можно дальше - хорошо власть работает, если нет - плохо. Кстати, там видно и уровень криминогенности региона. В России есть сегодня губернаторы, которые это приняли как критерий своей деятельности, и с ними нам по пути", - сказал Онищенко.
www.newsru.com
27.02.2007
Газета «Известия» №34 от 27 февраля 2007 года. Геннадий Онищенко: «Главным критерием эффективности власти является кладбище»
Татьяна Батенёва
В последний год Роспотребнадзор и другие ведомства явно ужесточают контроль на крайне чувствительном алкогольном рынке. Каждая из принимаемых мер вызывает последствия в жизни страны - иногда более скандальные, иногда менее заметные. Почему государство усиливает контроль за алкоголем и к чему это приведет - об этом главный государственный санитарный врач страны Геннадий Онищенко рассказал в эксклюзивном интервью обозревателю "Известий" Татьяне Батенёвой.
вопрос: Недавно алкогольный рынок всколыхнуло введение новой предупреждающей надписи о вреде алкоголя на этикетках. После ваших разъяснений все вроде успокоилось. Но у всех в памяти свеж алкогольный кризис, вызванный введением Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) производства и оборота алкоголя. Неужели эта история не научила чиновников, что с алкоголем в нашей стране шутить нельзя?
ответ: А вам известно, что в результате вытеснения нелегальной продукции и временного затруднения доступа к алкоголю мы сохранили почти 12,5 тыс. жизней по сравнению с 2005 годом? То есть эти люди не умерли от острых алкогольных отравлений. Таков был незапланированный позитивный результат введения ЕГАИС.
в: Зато в ряде регионов возникла целая эпидемия токсического гепатита - от потребления суррогатов взамен дешевой водки. Это тоже был незапланированный результат?
о: Отравления суррогатами - тоже непрогнозируемый результат, только отрицательный. В 24 регионах от отравлений суррогатами погиб 1081 человек и 20 178 человек попали в больницы, но все равно общее число алкогольных смертей в России сократилось на 12,5 тысячи.
в: Зато резко возросло число алкоголиков, которым потребовалась реанимация, долгое и дорогостоящее лечение. А пили бы эти люди водку, пусть даже "паленую", - может, и не попали бы в больницы.
о: Давайте все-таки разделим эти темы. Токсический гепатит не начинается после одной бутылки суррогата, это результат довольно длительного, хронического отравления организма. Анализ показывает, что в основном это были люди, которые и прежде не потребляли водку, так как их потребительские возможности находятся в диапазоне от "сколько есть" до 40 рублей. А самая дешевая водка и тогда была не дешевле 63 рублей. Кроме того, все они покупали спиртосодержащие жидкости в нелегальной сети.
в: Только не говорите, что это была вражеская диверсия против наших алкоголиков. Многие специалисты вообще считают, что причина во введении правительством новых правил торговли алкоголем, из-за чего мелкие частные торговые точки, особенно в сельской местности, закрылись - вот алкоголики и пошли по "тайным явкам".
о: Новые правила, запретившие торговать алкоголем физическим лицам, на рынок повлияли, но не сильно. Большинство из них тут же образовали "юрлица". К примеру, в Московской области было 16 тысяч продавцов, а стало 13-14 тысяч. Дело в "черном" бизнесе, которому нужно было сбыть наработанный товар к определенной дате. Приведу в качестве примера город Ржев Тверской области. Один местный гражданин имел в городе легальный киоск бытовой химии. Он завез в город 30 тысяч литров изготовленного по всем правилам антисептика с высоким содержанием технического спирта. Легально продавал их в киоске бытовой химии, а нелегально - развозил по "дилерской" сети из 170 точек, которую сам и наладил. "Дилеры", разведя содержимое водой, круглосуточно торговали в розлив по 6 рублей стакан. И торговцы знали, что это не водка, и тот, кто приходил за стаканом, тоже знал. Но антисептик содержит токсическое вещество, которое действует на печень.
в: Значит, люди себя добровольно травили, а потом врачи их героически вытаскивали с того света.
о: Не забывайте, что все это социально неблагополучные, больные люди. У нас были даже случаи повторного отравления, хотя при выписке из больницы им все объясняли. Вот и представьте: весь этот суррогат убираем, денег на водку у человека с алкогольной зависимостью нет - он просто умрет. Что с этими людьми должно делать государство? Оно должно их лечить. В советское время была сеть ЛТП - государство хоть как-то ими занималось. А теперь у нас 2,3 млн больных алкоголизмом, а государству до них дела нет.
в: А потребление алкоголя в стране растет, алкоголиков все больше.
о: Да, сегодня среднедушевое потребление в год - 14 литров, а в 1995-м было около 10. Но больше всего тревожит алкоголизация молодежи. Мы алкоголь и в статистике оцениваем как продукт питания - как мясо, молоко, хлеб. Рассматриваем его с точки зрения налогов, трудовой занятости и т.п. И не думаем о нем, как о продукте, разрушающем здоровье нации и государство. Когда мы предложили половину заводов по производству технического спирта закрыть, потому что сегодня оборонке он не нужен, нам отвечали: как же, это же градообразующие предприятия, это рабочие места, занятость. Да, эти заводы обеспечивают занятость - врачам и работникам похоронного дела.
в: Значит, нужно начинать борьбу за трезвость? Но мы это уже проходили в 1985-87 годах: повырубали виноградники, создали очереди в винных магазинах. А как перестали бороться, потребление снова выросло.
о: При советской власти тоже пили, на продаже алкоголя стоял бюджет многих регионов. Потом в эту яму рухнула еще одна часть общества, возможно, лучшая - те, кто не смог приспособиться к рынку, к бизнесу. Но от прошлогодней истории с отравлением суррогатами была и польза - общество встряхнулось, раздались голоса: надо что-то делать! Предложили один из простых рецептов - монополию на дешевую водку. При советской власти это было бы правильно, в наших условиях приведет только к переделу алкогольного рынка. Никаким наскоком, никаким чудесным средством эту проблему не решить, нужна государственная политика, нужна система мер на долгие годы. Мы уже дважды предлагали концепцию государственной алкогольной политики.
в: Специалисты говорят, что одно из самых рациональных решений - изменение структуры потребления алкоголя, переход от крепких напитков к сухим винам и пиву.
о: Да, нам нужно переходить на так называемый "южный" тип потребления алкоголя, но не перегибая палку. И заниматься этим должно государство, а не производитель, он нам не союзник. Его задача - привлечь как можно больше новых потребителей. А наша - сокращать потребление, формировать новую культуру.
в: Ну вот, а вы ополчаетесь на пиво, которое во многих странах оказалось одним из ключей в изменении структуры потребления.
о: Я ополчаюсь не на пиво как таковое, а на то, что производители беззастенчиво вовлекают в его потребление молодежь, подростков и даже детей. Мало того, пиво у нас до сих пор - неалкогольный напиток. Продолжается безобразная реклама по телевидению, завуалированная, но все равно нацеленная на молодежь. А у нас и без того хватает проблем со здоровьем детей и подростков.
в: Да, на только что прошедшем конгрессе педиатров вы выступили с довольно мрачным докладом о здоровье детей.
о: Картина действительно далекая от оптимизма. В малоимущих семьях у детей налицо элементарная децелерация (децелерация - замедление процессов биологического созревания, процесс, обратный акселерации. - "Известия"). У 10% детей дефицит массы тела, значит, они недостаточно или неправильно питаются. У ребенка это может привести не только к отставанию в физическом развитии, но и к умственному отставанию. И на это накладывается ранняя алкоголизация плюс курение - какое тут здоровье?
в: Значит, надо помогать семьям с низкими доходами, чтобы дети элементарно были сыты?
о: Нередко даже есть в семье финансовые возможности, но питаются неправильно из-за дремучей неграмотности. А в учебных заведениях - мало того, что дети перегружены, они и питаются там не вовремя и некачественно. А питание и режим - первооснова здоровья. Сейчас, как никогда, нам нужен союз педагогов, врачей-гигиенистов и педиатров.
в: Вы исключаете из перечня ответственных за здоровье детей власть?
о: Сегодня власти не нужно заботиться о тонно-километрах и киловаттах - это дело бизнеса. Она как раз и должна заниматься в основном социальными вопросами: здоровье, образование, социальная защита. А главным критерием эффективности ее работы сегодня является кладбище. Пришли вы на кладбище и посмотрели на могилках даты рождения и даты смерти. Если они расходятся как можно дальше - хорошо власть работает, если нет - плохо. Кстати, там видно и уровень криминогенности региона. В России есть сегодня губернаторы, которые это приняли как критерий своей деятельности, и с ними нам по пути.
Пьем все больше
По данным Минздравсоцразвития РФ, в России зарегистрировано 2,3 млн алкоголиков, т.е. людей, которым диагноз алкоголизм, или алкогольная зависимость, поставлен на основании клинических критериев. Еще большему количеству людей можно было бы поставить диагноз алкогольная болезнь, впервые предложенный российскими наркологами В.Нужным и П.Огурцовым. Этим термином они предложили называть состояние, при котором регулярное употребление алкоголя не вызывает зависимости, но негативно воздействует на здоровье человека - разрушает сердце, сосуды, печень и другие органы.
В 1991-1992 годах в статистических сводках возрастного состава алкоголиков дети и подростки не учитывались. В 1993 году, когда начали регистрировать эту возрастную группу, на каждые 100 тыс. подростков 12-14 лет было зарегистрировано 17,4 алкоголика, в 1998 году - 20,8, в 1999 году - уже 24,4.
По данным исследования, проведенного экспертами ВОЗ в 2003 году, в возрасте 15 лет еженедельно потребляют алкоголь 29% российских девочек и 40% мальчиков.
По данным ученых НИИ наркологии МЗСР РФ, в последнее десятилетие доля женщин среди больных алкоголизмом составляет 13,6%. На 6 мужчин-алкоголиков приходится 1 женщина.А в конце 80-х годов это соотношение было 10:1.
http://www.rospotrebnadzor.ru/press/publications/?id=823