|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Госкомпании ранжировали по уровню противодействия коррупцииНесмотря на внешнюю формальную открытость, противодействие мошенничеству и коррупции внутри госкомпаний ведется слабо. Такой вывод сделал Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл – Р". Закон о контрактной системе должен повысить конкуренцию и уменьшить коррупцию. Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл – Р" представил результаты двух рейтингов, посвященных корпоративной открытости, соблюдению комплаенса (специальные подразделения в компании, которые отслеживают риски) и прозрачности закупок крупнейших госкомпаний. При составлении рейтинга исследовались шесть российских госкорпораций – "Ростех", "Олимпстрой", "Росатом", "Агентство по страхованию вкладов", "Фонд содействия реформированию ЖКХ" и "Внешэкономбанк". Наивысший балл в рейтинге корпоративной открытости получила госкорпорация "Росатом, а наименьший – "Фонд содействия развитию ЖКХ" и "Внешэкономбанк". По словам юриста Центра «Трансперенси интернешнл – Р» Дениса Примакова, эксперты оценивали госкорпорации по особенностям управления, полноте раскрытия корпоративной информации и раскрытию информации в госзакупках. Как отметила директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Елена Панфилова, несмотря на требования закона, во многих компаниях отсутствует специалист, отвечающий за предотвращение и препятствие коррупции. Эту должность обычно совмещают служба безопасности. Результаты двух исследований дали понять: несмотря на внешнюю формальную открытость, реально противодействие коррупции в госкомпаниях остается явно не приоритетной задачей. "Информации публикуется много, а внутри происходят процессы, которые носят уголовный характер. Это формальная открытость", - отметила Панфилова. В результате исследования экспертами были выявлены случаи конфликта интересов в госкорпорации "Внешэкономбанк", которые в отсутствии разработанной процедуры разрешения конфликта приводили к нарушению антикоррупционного законодательства. По данным второго рейтинга о прозрачности закупок, все госкорпорации почти полностью игнорируют ресурс www.zakupki.gov.ru, который является местом для обязательного размещения сведений о закупочной деятельности. В данном рейтинге первое место также заняла госкорпорация "Росатом", наименьший же балл опять набрал "Фонд содействия развитию ЖКХ". Госкомпании, действительно, формально стали более открыты, но это лишь видимость открытости, - соглашаются эксперты. Иногда госкомпании и госорганы создают значительно больше онлайн-информации о себе, чем требуется, тем самым затрудняя ее анализ, при этом демонстрируя «рвение» в исполнении законодательства. Так, анализ лидеров по количеству информации, опубликованной в формате открытых данных, показал, что содержательно информация часто дублируется, одно и то же переписывается разными словами. Другая проблема – законодательная. Ряд законов, в том числе горячо обсуждавшийся в последние годы 94-ФЗ (закон о госзакупках) дает возможность для коррупционного маневра. Как отмечает директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, специфика действующего 94-ФЗ, регулирующего госзакупки, заключается в том, что регулирование касается только стадии размещения заказа. При этом стадию планирования закупок, обоснование цен, обоснование бюджетов и качество исполнения заказов никто не контролирует, что приводит к неэффективному использованию бюджетных денег. Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающий в силу в 2014 году, должен изменить ситуацию. Регулирование распространится на все стадии, на весь цикл закупок – от запуска самой идеи до исполнения заказа. Закон устанавливает пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. Если срок контракта – более трех лет, а цена – более 100 млн рублей, то контракт должен включать график исполнения. Кроме того, заказчики должны вести планы закупок и планы-графики исполнения контрактов. Они будут обязаны распределять среди малого бизнеса не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Начальная (максимальная) цена контракта при этом не может превышать 20 млн рублей. Поставщики должны будут раскрывать информацию о своих конечных собственниках и соисполнителях. Законом вводится институт обязательного предварительного общественного обсуждения закупок, превышающих 1 млрд рублей. «Смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок – от запуска самой идеи, ее обоснования: для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой, и сколько она стоит, до исполнения заказа», – отмечает Яковлев и предупреждает, что закон сложный и требует тонкой настройки. По мнению Яковлева, стоит задуматься о внедрении элементов контрактной системы в режиме «пилотных проектов», что позволит снизить вероятность ошибок и уменьшить связанные с ними издержки. |
НОВОСТИ
|
|||||||||||||||||||||||||
|
Федеральный учебно-методический центр
111141, Москва, ул. Кусковская, 20-А (Бизнес-Центр), офис А-301 (подъезд 4, этаж 3) Телефон: (495) 727-0548 (многоканальный) E-mail: [email protected] Свидетельство о регистрации средства массовой информации № ФС77-40379 от 25.06.2010 |
|