Интернет-вещание (on-line)Видеоанонсы циклов (семинаров)Учебные видеоролики (on-line)Регистрация на циклы (семинары)Регистрация на конференции (конгрессы)
Поиск

......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................

 



 





 

 


Госкомпании ранжировали по уровню противодействия коррупции

 

Несмотря на внешнюю формальную открытость, противодействие мошенничеству и коррупции внутри госкомпаний ведется слабо. Такой вывод сделал Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл – Р". Закон о контрактной системе должен повысить конкуренцию и уменьшить коррупцию.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл – Р" представил результаты двух рейтингов, посвященных корпоративной открытости, соблюдению комплаенса (специальные подразделения в компании, которые отслеживают риски) и прозрачности закупок крупнейших госкомпаний.

При составлении рейтинга исследовались шесть российских госкорпораций – "Ростех", "Олимпстрой", "Росатом", "Агентство по страхованию вкладов", "Фонд содействия реформированию ЖКХ" и "Внешэкономбанк". Наивысший балл в рейтинге корпоративной открытости получила госкорпорация "Росатом, а наименьший – "Фонд содействия развитию ЖКХ" и "Внешэкономбанк".

По словам юриста Центра «Трансперенси интернешнл – Р» Дениса Примакова, эксперты оценивали госкорпорации по особенностям управления, полноте раскрытия корпоративной информации и раскрытию информации в госзакупках.

Как отметила директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Елена Панфилова, несмотря на требования закона, во многих компаниях отсутствует специалист, отвечающий за предотвращение и препятствие коррупции. Эту должность обычно совмещают служба безопасности.
"Однако "Ростатом" шагнул немного вперед. У этой госкорпорации создан совет по прозрачности, куда входят и журналисты и представители общественных организаций", - подчеркнула она.

Результаты двух исследований дали понять: несмотря на внешнюю формальную открытость, реально противодействие коррупции в госкомпаниях остается явно не приоритетной задачей. "Информации публикуется много, а внутри происходят процессы, которые носят уголовный характер. Это формальная открытость", - отметила Панфилова.
«На сайтах четырех из шести госкорпораций нет разделов, посвященных комплаенс и противодействию коррупции, нет и опубликованных деклараций за определенные периоды, а также отсутствует информация о существовании в корпорации комиссии по разрешению конфликта интересов. Вместе с тем общий уровень внутренних положений госкорпораций о проведении закупок был признан сравнительно высоким, хотя прописанные в них механизмы раскрытия информации о закупках не соблюдаются полностью ни одной корпорацией», - поддержал Панфилову Примаков.

В результате исследования экспертами были выявлены случаи конфликта интересов в госкорпорации "Внешэкономбанк", которые в отсутствии разработанной процедуры разрешения конфликта приводили к нарушению антикоррупционного законодательства.

По данным второго рейтинга о прозрачности закупок, все госкорпорации почти полностью игнорируют ресурс www.zakupki.gov.ru, который является местом для обязательного размещения сведений о закупочной деятельности. В данном рейтинге первое место также заняла госкорпорация "Росатом", наименьший же балл опять набрал "Фонд содействия развитию ЖКХ".

Госкомпании, действительно, формально стали более открыты, но это лишь видимость открытости, - соглашаются эксперты. Иногда госкомпании и госорганы создают значительно больше онлайн-информации о себе, чем требуется, тем самым затрудняя ее анализ, при этом демонстрируя «рвение» в исполнении законодательства. Так, анализ лидеров по количеству информации, опубликованной в формате открытых данных, показал, что содержательно информация часто дублируется, одно и то же переписывается разными словами.

Другая проблема – законодательная. Ряд законов, в том числе горячо обсуждавшийся в последние годы 94-ФЗ (закон о госзакупках) дает возможность для коррупционного маневра.

Как отмечает директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, специфика действующего 94-ФЗ, регулирующего госзакупки, заключается в том, что регулирование касается только стадии размещения заказа. При этом стадию планирования закупок, обоснование цен, обоснование бюджетов и качество исполнения заказов никто не контролирует, что приводит к неэффективному использованию бюджетных денег.

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающий в силу в 2014 году, должен изменить ситуацию. Регулирование распространится на все стадии, на весь цикл закупок – от запуска самой идеи до исполнения заказа.

Закон устанавливает пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. Если срок контракта – более трех лет, а цена – более 100 млн рублей, то контракт должен включать график исполнения.

Кроме того, заказчики должны вести планы закупок и планы-графики исполнения контрактов. Они будут обязаны распределять среди малого бизнеса не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Начальная (максимальная) цена контракта при этом не может превышать 20 млн рублей.

Поставщики должны будут раскрывать информацию о своих конечных собственниках и соисполнителях. Законом вводится институт обязательного предварительного общественного обсуждения закупок, превышающих 1 млрд рублей.

«Смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок – от запуска самой идеи, ее обоснования: для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой, и сколько она стоит, до исполнения заказа», – отмечает Яковлев и предупреждает, что закон сложный и требует тонкой настройки. По мнению Яковлева, стоит задуматься о внедрении элементов контрактной системы в режиме «пилотных проектов», что позволит снизить вероятность ошибок и уменьшить связанные с ними издержки.

http://expert.ru/


ВИДЕОРОЛИК

Посмотреть ролик про Федеральный Учебно-Методический Центр
Посмотреть on-line
НОВОСТИ
Подписаться на новости


   
Написать письмо
Федеральный учебно-методический центр
111141, Москва, ул. Кусковская, 20-А (Бизнес-Центр), офис А-301 (подъезд 4, этаж 3)
Телефон: (495) 727-0548 (многоканальный) E-mail: [email protected]

Свидетельство о регистрации средства массовой информации № ФС77-40379 от 25.06.2010
Создание сайтов и мультимедийных презентаций - Алгософт мультимедиа