Интернет-вещание (on-line)Видеоанонсы циклов (семинаров)Учебные видеоролики (on-line)Регистрация на циклы (семинары)Регистрация на конференции (конгрессы)
Поиск

......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................
......................

 



 





 

 


ГОСЗАКУПКИ: Мнение эксперта: "Никто не готов к реализации в 2014 году закона № 44-ФЗ"

 

В Москве прошел VI Всероссийский форум «Обращение медицинских изделий в России. Госзакупки по 44-ФЗ». На котором обсуждались изменения, которые ждут отрасль медицинских изделий в связи с вступлением в силу с 1 января 2014 года закона о контрактной системе.

О некоторых спорных мометах нового закона корреспондент РИА АМИ побеседовал с Юлией Шавылиной, заместителем руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок.
 
— В своем выступлении вы коснулись моментов, в которых видно несовершенство нового закона. Закон расширяет понятие контракта и рассматривает приобретение товара с учетом его жизненного цикла. Уже сейчас имеют место ситуации, когда в стоимость закупки заказчик необоснованно включает установку, обслуживание, утилизацию. С 1 января № 44-ФЗ вступает в силу. Как тогда быть поставщику в подобных случаях?

— Если ситуация не изменится со стороны законодателя, то в качестве варианта решения этой проблемы мы видим необходимость поставщику каждый раз бороться с налоговиками. Есть прецеденты, когда подрядчикам удавалось через суд взыскать около 180 млн рублей за необоснованное включение дополнительных пунктов. Налоговая служба обязана их вернуть.

Чтобы не приходилось каждый раз судиться по каждому случаю, нужно решить эту проблему на уровне законодателя через типовые условия контрактов. В них должен быть четко прописан порядок оплаты в этой ситуации и необходимость деления стоимости жизненного цикла оборудования на стоимость самой поставки оборудования и ее последующей эксплуатации и утилизации. Нужно, чтобы изначально в самом тексте контракта было «забито», что отдельно оплачивается стоимость оборудования, и отдельно работы. Тогда финансисты смогут запрашивать, а заказчики выделять средства по разным статьям расходов. Если деньги у заказчика будут идти не только по статье «основные средства», а также как «расходные материалы» и «прочее», то заказчики смогут одну цену разнести за счет разных источников финансирования. Тогда проблема будет решена. Сейчас этого никто не делает: выделяют средства только на само оборудование. При этом финансисты не думают, что в силу нового законодательства заказчики будут вынуждены навязать еще и прочие расходы.

— По новому закону вносить изменения в госзаказ можно не позже 10 дней до объявления тендера. А как же быть в таких ситуациях, когда требуются расходы на срочное лечение, например?

— Пока мы видим один выход из этой ситуации. Сам порядок планирования отдан на откуп регионам и муниципалитетам. Есть такая практика, что регион сам устанавливает собственные основания для корректировки планов, и собственные сроки корректировки планов. Поэтому вполне возможно, что на уровне региона или муниципалитета этот вопрос будет решен.
Либо он будет решен на уровне подзаконного акта Правительства, которого пока нет. Сейчас проект такого документа, подготовленный рабочей группой по контрактной системе, только обсуждается. Он доступен на сайте: большоеправительство.рф.

— Институт госзакупок работает над внесением предложений по совершенствованию законодательства?

— У нас нет обязанности давать экспертное заключения на акты, а у органов власти нет обязанности нам их направлять. Мы их получаем от наших коллег из Минэкономразвития напрямую, либо из Министерства образования и науки, либо из других министерств, с которыми мы сотрудничаем по контрактам. Кроме этого мы имеем возможность высказывать свое мнение. Если это мнение поддерживают в Правительстве, то соответствующие изменения принимаются.

У нас есть и еще одна возможность влиять на законодательство о закупках. Дело в том, что с некоторыми регионами, такими как Новосибирская область, Ханты-Мансийский автономный округ, у нас заключены контракты, по которым мы разрабатываем их региональные нормативно-правовые акты. То есть мы сами делаем местный закон о централизации, порядок публичного обсуждения закупок и т.д. Таким образом те проблемные вопросы, о которых нам известно, мы стараемся решить на местном уровне.

В частности, оценка обоснованности закупок но новому закону № 44-ФЗ будет осуществляться постфактум, после осуществления закупки. Чем это чревато для поставщика? Аудит признает эту закупку необоснованной и будет риск признания недействительным контракта. А к тому времени поставщик уже понес затраты на исполнение этого контракта. Поэтому в региональных актах мы прописываем предварительную оценку обоснованности на этапе планирования, чтобы главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) на основе оценки обоснованности давал свои рекомендации. Подобные моменты на уровне регионов мы пытаемся нивелировать. На федеральный уровень напрямую у нас выхода нет, к сожалению.

— Чья инициатива наладить сотрудничество с регионами? Вы их находите, или они на вас сами выходят?

— Регионы понимают, что им нужно будет самим прорабатывать местное законодательство, потому что многие вопросы сейчас спущены с федерального уровня на региональный. Они узнают о нас через различные образовательные мероприятия, семинары и конференции, которые мы организуем. Потом регион размещает заказ на разработку для себя подзаконных актов, и мы принимаем участие в тендере. Где-то побеждаем, где-то нет. В ряде случаев мы оказывались вообще единственным участником.

— Насколько, по-вашему, готовы участники рынка к появлению такого закона?

— На наш взгляд, еще не готовы. И не только участники отрасли, но и Правительство. Говорят, что самая главная причина – неготовность субъектов, из-за чего закон может быть отложен… Субъекты у нас готовы. Во многих субъектах уже проводится трехлетнее планирование, они перешли на финансирование по ведомственным целевым программам, приняли все подзаконные акты и ждут только принятия федеральных, с которыми они должны быть увязаны.

А вот Правительство в этом плане… Сайт не доработан, важные акты Правительства не готовы. Где будет размещаться реестр банковских гарантий, например?  Говорили о высокой степени готовности, но те акты, которые мы видим, убеждают, что это не так. Думаю, что ни Правительство, и никто в отрасли не готов к реализации в 2014 году закона № 44-ФЗ, если, конечно, сейчас все не приложат силы.

Большая проблема для заказчиков сейчас – создать контрактную службу, куда входят специалисты только с высшим образованием в сфере закупок. А иной раз у заказчика нет элементарно кадров: был обучен один, да уволился. Не будет контрактной службы — нельзя будет заказчику осуществлять закупки, и весь процесс будет парализован. Также необходимо создать комиссию, члены которой тоже должны иметь высшее профильное образование по № 44-ФЗ.

На деле, скорее всего, заказчики даже средств на обучение новым правилам не заложили. Заказчики не готовы в организационных моментах, таких как обучение, разработка документов. А правительство не готово в глобальном смысле, потому что нет актов.
 
Рамиль Валеев

http://tenderoviki.ru/


ВИДЕОРОЛИК

Посмотреть ролик про Федеральный Учебно-Методический Центр
Посмотреть on-line
НОВОСТИ
Подписаться на новости


   
Написать письмо
Федеральный учебно-методический центр
111141, Москва, ул. Кусковская, 20-А (Бизнес-Центр), офис А-301 (подъезд 4, этаж 3)
Телефон: (495) 727-0548 (многоканальный) E-mail: [email protected]

Свидетельство о регистрации средства массовой информации № ФС77-40379 от 25.06.2010
Создание сайтов и мультимедийных презентаций - Алгософт мультимедиа